За 7 месяцев 2023 года в автономном округе зарегистрировано 5311 IT-преступлений, что на 23,3% больше показателя аналогичного периода 2022 года (4307). В общем количестве IT-преступлений зарегистрировано 2537 дистанционных мошенничеств (рост 42,7%), 1039 краж (рост 13,5%).
Наибольшее число дистанционных краж и мошенничеств (63%) зарегистрировано в Сургуте (851), Нижневартовске (724), Ханты-Мансийске (включая Ханты-Мансийский район – 307) и Нефтеюганске (265). Более 100 преступлений зарегистрировано в Сургутском районе (182), Когалыме (165), Нягани (160), Советском районе (114), Урае (104). Значительное число преступлений совершено в Пыть-Яхе (96), Югорске (89), Мегионе (86), Лангепасе (82), Нижневартовском районе (включая Покачи – 64), Радужном (61), Нефтеюганском районе (58), Березовском районе (53), Кондинском и Октябрьском районах (по 43), Белоярском районе (29).
Из 3576 дистанционных краж и мошенничеств каждое третье преступление (1180 или 33%) совершено по схеме – «звонок сотрудника банка либо правоохранительных органов». Суммарный ущерб от данных преступлений составил почти 500 млн. рублей. Значительная часть переданных мошенникам денежных средств (132 преступления) являются заемными средствами, полученными потерпевшими при заключении кредитного договора лично в офисе банка. Всего при личном обращении потерпевших в банковские учреждения оформлено 166 кредитов на общую сумму 139,4 млн. рублей.
Наиболее значительное число кредитов оформлено потерпевшими в офисах ПАО «Сбербанк» (52 кредита на сумму 32,2 млн. рублей), ПАО Банк «ФК Открытие» (43 кредита на сумму 18,7 млн. руб.), Банк ВТБ (25 кредитов на сумму 12,8 млн. руб.), АО «Газпромбанк» (14 кредитов на сумму 18,1 млн. руб.).
Мошенники используют виктимное поведение граждан – эмоциональную неустойчивость, склонность к подчинению, покорность, внушаемость, доверчивость. В значительном числе случаев жертвами преступлений становятся наиболее законопослушные граждане, которые готовы «оказать содействие правоохранительным органам в выявлении и изобличении преступников». Мошенники применяют методы психологического давления на потерпевших, подчеркивая угрозу потери накопленных денежных средств, необходимости их «защиты» путем перевода на «безопасные» счета.
Представляясь сотрудниками правоохранительных органов и банковских учреждений мошенники обращаются к чувствам гражданской ответственности граждан, необходимости оказания содействия правоохранительным органам. При выражении сомнений со стороны граждан прибегают к угрозам привлечения к ответственности за соучастие в совершении преступления.
В общении с гражданами злоумышленники подчеркивают необходимость неразглашения содержания телефонного разговора под угрозой привлечения к ответственности.
Значительные финансовые потери граждан в результате совершения дистанционных краж и мошенничеств потенциально содержат социальный риск негативной оценки населением способности правоохранительных органов и органов власти противодействовать и пресекать данные преступления.